Приветствую, читатели!
Как вам нравится, когда вами манипулируют? То есть используют ваши слабости, душевные привязанности и пристрастия себе на пользу в обход вашего на то желания и понимания? Как если взять без спросу энергию, время, внимание, деньги. А взамен оставить досаду, ощущение собственной глупости и злость. А если манипулятор в семье? Это постоянная атмосфера напряжения - не расслабишься, да и самооценка страдает.
Поговорим о том, какие существуют способы манипуляции, как вычислить и защититься.
Кто такой манипулятор?
Сложно нарисовать некий универсальный портрет личности, так как в той или иной степени использование манипуляций свойственно многим. Но есть люди преимущественно манипулирующие, так как они не умеют взаимодействовать по-другому. Вот их характерные особенности:
- В основном считают себя добрыми, отзывчивыми и в принципе хорошими людьми.
- Жалеют себя, считают в чем-то несправедливо обделенными, обиженными жизнью или конкретным человеком. Вообще склонны обижаться и искать виноватых.
- При том, что считают себя добрыми, о многих людях отзываются негативно и категорично.
- Эгоистичны и, по сути, равнодушны, так как зациклены на себе и своих проблемах.
- Тревожны, что выражается либо в излишней болтливости, либо неусидчивости, а может подавленности и угрюмости.
- Ревниво относятся к интересу к другим людям, может и не явно, но стремятся быть в центре внимания.
Перечисленные черты могут быть в любом сочетании и не обязательно все. Главное - необходимость присутствия людей, манипулятор не живет в согласии с самим собой и разбавляет этот конфликт другими.
Тактики манипуляции
Самая примитивная знакома большинству с детства – если ты сделаешь, как говорят, получишь бонус - конфетку или игрушку. Главная отличительная черта – нет выбора. Управляешь не ты, а тобой. Второе – используемый способ не конечная остановка, тебе не хотят просто отдать, а нацелены взамен что-то получить. Третье – человеку не нужно другое мнение и вообще ответ, у него своя цель, а ты – средство.
- «Ты такой хороший» - похвала, лестные замечания по поводу черт личности, внешности, других особенностей. Цель – расположить к себе, снять напряжение и недоверие. Манипулятор может потом и не вспомнить, что именно он хвалил, так как использовал уловку, а не проявлял внимательность.
- «Только ты» - вот на тебя можно положиться, довериться, прислушаться. Цель – получить внимание, помощь, переложить ответственность и влиять в дальнейшем.
- «Мне плохо, трудно» - причитания по поводу каких-то событий или ситуации, обидевших людей. Цель – получить помощь, сочувствие или просто внимание. Человек, как правило, не слушает другое мнение, не задумывается и отвергает предлагаемые варианты решений.
- «Я так за всех переживаю!» - участие в проблеме, на словах в основном, проявление заинтересованности, беспокойства. Цель – контроль и привлечение внимания, напоминание о проблеме, на самом деле о себе. Реально сочувствующий человек совершает конкретные действия и берет на себя ответственность.
- «Тогда я обижусь, замолчу, уйду» - когда что-то делается не так, как хочется. Здесь манипулятор чувствует свою значимость, давит на чувства и опять же привлекает внимание. Прямо угроза может и не произносится, она улавливается в воздухе, в готовности уйти.
- Ультиматум – если не по-моему, то… следует какая-то угроза – чего может бояться и избегать манипулируемый. Цель – получить свое, как и в предыдущем варианте.
- «Я со всем согласен» - человек с готовностью кивает головой, соглашается с любыми доводами, создавая иллюзию, что он понял, вошел в положение. Если спросить, о чем говорилось, может и не вспомнить. Цель – избежать ответственности, не войти в конфликт и не решать ситуацию.
- Маленькие дешевые подарочки, имеющие целью задобрить, расположить, показать – я забочусь, проявляю внимание. В отличие от реального желания порадовать, дальше следует просьба или причитания, что-то приносящие дискомфорт.
- Маленькая незначительная просьба, за которой через какое-то время следует просьба побольше и посерьезнее. Если согласились на ту, почему бы не согласиться на эту.
- Использование посредников, доброжелателей, влиятельных лиц – их мнение, отношение, власть. Так, ребенок может манипулировать родителем, чтобы повлиять на брата или сестру. Взрослые используют начальников, своих родителей, друзей, детей.
- Создание ажиотажа – ссылается на нехватку времени, денег, чего-то еще, не дает подумать, торопит. Сюда же можно отнести создание ситуации ожидания – фраза «позвоню, когда будет время»привязывает ждущего к телефону.
- Всякие насмешки, подколки, ирония тоже относятся к манипуляциям, так как озадачивают собеседника, подавляют и ставят в неловкую ситуацию.
Список можно продолжать и дальше, поскольку вариантов и разновидностей попользоваться через голову множество.
Как пресечь манипуляцию?
Желательно не показать манипулирующему, что его раскусили. Тем более не говорить прямо, это может вызвать агрессию и затаенную обиду. Никто не думает о себе плохо, и сомнения в искренности собеседника ставят под удар его мнение о себе. Но, в какой-то степени, манипуляция гасится другой манипуляцией. Чем можно воспользоваться?
- Уточнение – сбивает с толку, подробности же не предполагались. Задавайте уточняющие вопросы – почему ты так думаешь, а если это не так, а что конкретно на это показывает, а с чем ты соглашаешься, когда точнее ты позвонишь и т п.
- Отрицание – да ты меня не знаешь, я хуже чем ты думаешь и что-то в этом духе.
- Благодарность – горячее спасибо и как я рад, что ты так думаешь, я тоже так думаю, обычно также не планируется.
- Перевод разговора на другую тему тоже работает, поскольку тактика тогда ломается.
- Позволение сделать то, чем припугивают – достаточно 1-2 раз и больше не используется. Главное – держать паузу до конца.
- Насмешки и подколки хорошо гасятся аплодисментами, признанием высокого интеллекта, креативности и вообще - хороший ты человек, сразу видно.
- Игнорирование – тоже как вариант, некая отстраненность. Тогда придется до вас стучаться и техника не сработает.
- Соглашательство, особенно когда задействованы третьи лица, от которых вы зависите. Сначала соглашайтесь, потом уточняйте и благодарите.
- Переживания и нытье гасятся предложениями конкретных действий и конкретных поручений.
Вообще главная задача – не выйти из равновесия, не дать почувствовать манипулятору, что он добился своего. Его нужно перевести на взаимодействие, диалог, что либо приведет к тому, что он отстанет, либо вы тоже сможете соблюсти свои интересы. К манипуляторам также относятся и хамы – читайте "Реакция на хамство: что делать?"
Самый сильный же инструмент защиты от манипуляций – осознанность, самодостаточность и знание, чего хотите. В основном манипуляторы цепляются к доверчивым, зависимым, неуверенным личностям, нуждающимся во внимании. Укрепляйте свою самостоятельность, и манипуляторы сами будут вас бояться.
Оставляйте комментарии, оценивайте статью и делитесь со своими друзьями.
С уважением и заботой!
Спасибо, хорошая статья