Доверие в отношениях и вообще

Случалось ли вам потерять доверие к кому-то или может вам перестали доверять? Сначала незаметно, незначительно, а потом отношения перестали существовать. Кому вообще не стоит доверять и как важно доверие в отношениях?

Что такое доверие и зачем нужно

Кажется, да кто не знает что такое доверие? Это просто и понятно. Тем не менее, его часто путают с верностью, которая только составляющая. Доверие - это уверенность, что человек сознательно или несознательно не будет причиной негативных переживаний (исключение - форс-мажоры). Уверенность в собственной физической и психической безопасности относительно конкретного человека.

Проще говоря, знание, что нас не обидят, не ударят, не введут в заблуждение, подставляя интересы, не проигнорируют потребности и нужды, слабости и чувства. С этим человеком я могу быть спокоен и открыт. Он внимателен ко мне и отношение его доброжелательно. Этот человек мне понятен - его поступки, слова, действия, - я могу не бояться за себя.

Доверие – безусловный фундамент всех здоровых и долгосрочных отношений. Все остальное – любовь, уважение, дружба – строятся, крепятся и растут на его основе. Продуктивные деловые связи произрастают отсюда же, потому что творческая и созидательная активность в условиях безопасности эффективнее.

Как возникает

Когда мы чувствуем интерес к другому человеку, мы открываем некий внутренний счет с авансом доверия. Объем аванса зависит от нашего опыта, уверенности в себе, внушаемости, личностных качеств и, особенно, заинтересованности в этом человеке или ситуации. То есть, при наличии интереса, большинство из нас в определенной степени готово доверять сразу.

Если наши авансы оправдали себя, счет пополняется, в противном случае – стремится к нулю. В минусовом балансе мы закрываем счет, часто в недовольстве, ведь наши ожидания не подтвердились.

Не интересный нам человек тоже получает счет, но с нулем или даже с минусом. Здесь влияют на решение те же факторы – опыт, индивидуальность и т. д. Но перевести баланс в положительную сторону сложно.

Что внушает доверие

  1. Внимание и интерес в первую очередь. Проявляя искреннюю заинтересованность и естественность в поведении, некто получает больше баллов в свою пользу. Особенно если запоминаются и впоследствии используются детали биографии, вкусовые предпочтения, увлечения. Но, осторожно, этим приемом успешно пользуются манипуляторы.
  2. Умение слушать и слышать. Не просто угу, угу и кивать головой, а активная беседа, заинтересованная, ощущение отклика.
  3. Уравновешенность, спокойствие, собранность или расслабленность в зависимости от ситуации. Вообще адекватная реакция на обстоятельства – если это отдых, то легкость и веселость, если труд – собранность и концентрация.
  4. Позитив, улыбка, готовность идти на контакт, открытость.
  5. Обязательность, последовательность, ответственность. В общем, поступки подтверждающие, что человек важен, значим и уважаем.

Что лишает доверия

  1. Поверхностное внимание. Как правило, чувствуется сразу – человек не дослушивает, перебивает, забывает, меняет тему разговора, будто думает о чем-то своем, не видит толком собеседника. Диалог как таковой может даже отсутствовать, подменяемый монологом.
  2. Категоричность во мнении и высказываниях. Непринятие и игнорирование мнения собеседника прямая дорога к конфликту.
  3. Пренебрежение в словах, жестах, взгляде. Самоутверждение, взгляд сверху вниз, подчеркивание собственной значимости.
  4. Грубость: резкие высказывания, жесты, крик, оскорбления. Но это и так понятно.
  5. Критика, замечания, поучения. Это все звучит как я умный, ты глупый – ситуация принижения собственного достоинства.критика
  6. Насмешки, ирония, колкости, подтрунивания, дразнилки и прозвища. Это, как правило, удары по слабым сторонам личности, что болезненно и непростительно впоследствии.
  7. Недоверие. Как ни странно, но проявление недоверия вызывает ту же реакцию в ответ.
  8. Необязательность, нарушение договоренностей, забывчивость или постоянно какие-то обстоятельства, мешающие или отвлекающие. Приоритетное отношение в к другим людям и делам.
  9. Отсутствие внимания, достаточного чтобы человек чувствовал себя интересным и нужным. Манипуляции, хитрости, использование по типу пока мне надо – ты мне интересен.
  10. Замалчивание, избегание разговора, передергивание и переход на другую тему, ложь. Большинство людей интуитивно чувствуют, когда их водят за нос.
  11. И последний немаловажный момент – принятие личностных качеств, присутствия человека рядом, его отзывчивость и внимание, как должное. Своего рода непреходящая ценность – есть и есть. Это из разряда неблагодарности, которая тоже не способствует доверительному отношению.

Когда мы не пересекаемся близко и постоянно с человеком, демонстрирующим такое поведение, то просто стараемся избегать. Хуже обстоят дела, если мы ближе – подавленность, тревога, заниженная самооценка могут быть результатом отношений с таким компонентом общения. Если ваши отношения под вопросом или чего-то в них не хватает – присмотритесь, может доверия? Можете ли вы доверять, можно ли доверять вам? Что ценнее вашего доверия? Как видите, потерять его намного проще, чем обрести.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Инесса:

    Без доверия в отношениях не может быть счастливого брака, да и на работе без доверительных отношений очень трудно находиться. Но, слишком доверять, особенно коллегам все-таки не стоит, это мое личное, так сказать из своего опыта не стоит. Во всем нужно знать меру. Душа на распашку никому тоже не нужна, что-то должно оставаться нераскрытым для окружающих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *